Дисциплина «Практикум по решению педагогических задач» включается в вариативную часть дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки  «Педагогическое образование»
Целью освоения дисциплины «Практикум по решению педагогических задач» является: 

повышение образованности будущих специалистов в вопросах педаго-гики; формирование у студентов основ профессионального опыта посредством осуществления ими особым образом организованной практической деятельно-сти.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП
Дисциплина относится к обязательной части учебного плана.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
− основные понятия, изученные в рамках дисциплины;
− различные подходы к классификации профессиональ-ных задач, решаемых в педагогической системе;
− алгоритмы решения профессиональных задач;
− этапы преобразования ситуации в педагогическую за-дачу;
− критерии оценки решений задач;
− технологии педагогической поддержки детей разного возраста и оценки их достижений;
− диагностические методики изучения детей;
− формы и технологии взаимодействия субъектов образо-вательного процесса.
Уметь:
− использовать полученные знания в процессе решения профессиональных задач;
− моделировать конкретные педагогические ситуации, возникающие в педагогических системах;
− преобразовывать педагогические ситуации в професси-ональные задачи;
− решать профессиональные задачи с использованием изученных алгоритмов;
− анализировать собственную деятельность по решению профессиональных задач.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
− способностью видеть и формулировать педагогические проблемы, возникающие в образовательных системах;
− навыками решения профессиональных задач, представ-ленных в современной школе;
− технологиями решения профессиональных задач



Принципы отбора содержания дисциплины
Содержания и организации учебного материала выстраиваются с учетом следующих принципов:
-   научности,   предполагающего  соответствие содержания образованияуровню последних научных исследований;
-   гуманизации,  способствующего в  ходе овладения  дисциплиной изучению личности человека как высшей ценности на земле;
-   модульности, связанного с укрупнением дидактических единиц;
-   систематичности, помогающего выстраивать в процессе обучения систему педагогических знаний и умений.

 

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач

Деятельность педагога по осуществлению анализа и разрешения профессиональных задач в условиях модернизации образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Профессиональная компетентность педагога. Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач, решаемых в педагогической системе. Преобразование ситуации в профессиональную задачу. Алгоритм решения профессиональных задач. Алгоритмический или квазиалгоритмический способы решения задачи. Примеры конструирования профессиональных задач педагога на основе конкретных педагогических ситуаций.

Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности. Критерии оценки решения задач. Процессуальная и итоговая оценки решения. Осуществление анализа собственной деятельности по решению профессиональных задач.

Раздел  2. Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных педагогических задач

Создание условий для самоактуализации личности ребенка через средства педагогической поддержки. Назначение педагогической поддержки. Особенности педагогическойподдержки детей разного возраста. Средства педагогической поддержки. Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении. Функции педагогического воздействия, направленного на половую дифференциацию. Создание ситуации успеха и неуспеха с целью инициирования физических и духовных сил личности. Этическая защита в педагогическом общении.

Раздел  3. Технологии оценки достижений учащихся. Диагностические методики изучения детей

Сущность психолого-педагогической диагностики. Постановка и выбор диагностических задач в конкретной педагогической ситуации. Педагогическая диагностика в воспитательной работе. Психолого- педагогическая диагностика поступков. Применение психодиагностических методик для изучения детей с целью выбора педагогом способа деятельности.

Педагогическая задача как способ                                      организации и управления образовательной деятельностью обучаемого. Технологии оценки достижений учащихся. Реализация педагогических задач через использование  технологии  портфолио.  Разработка  и  защитапроектов

«Технологии оценки достижений учащихся».

Раздел  4. Формы и технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса

Сущность, основные характеристики взаимодействия. Педагогическое взаимодействие. Взаимодействие педагога и семьи ребенка. Моделирование конкретных педагогических ситуаций, возникающих в системе «родители, ребенок,                                                                                                                                                                                         педагог».

Пути развития взаимодействия других субъектов образовательного процесса.Взаимодействие в системе «классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог», осуществляемое через процесс решения профессиональных задач. Пути развития взаимодействия других субъектов образовательного процесса. Социально-педагогический комплекс.

Раздел  5. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи

Значимость образовательной среды для самоактуализации личности ребенка.Педагогическое воздействие как средство организации средового пространства.  Конструирование  профессиональных педагогических задач, направленных на создание благоприятного эмоционального фона в образовательной среде. Создание и педагогическое разрешение конфликта.

Решение профессиональных задач по формированию благоприятной образовательной среды. Социально-психологический климат в группе. Использование разных средств коммуникаций (е-mail, Интернет, телефон и др.)

Раздел  6. Проектирование и осуществление профессионального самообразования как условия развития профессиональной компетентности педагога

Рефлексия процесса решения профессиональной задачи педагога как основной показатель роста профессиональной компетентности. Показатели роста профессиональной компетентности будущего педагога в процессе получения педагогического образования. Осуществление совокупности действий в процессе решения задачи как комплексный индикатор роста компетентности. Цели самообразования и самовоспитания педагога.

Проектирование профессионального самообразования.

Рефлексия опыта решения задач на профессиональное саморазвитие. Организация последовательности задач, образующих программу профессиональной деятельности педагога. Презентация программ самообразования и самовоспитания.

 По окончанию курса- ЗАЧЕТ.