Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц

Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ

Рубцовский институт (филиал) АлтГУ  в рамках инклюзивного образования предоставляет следующие условия обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. Локальные-нормативные акты:
В 2015 году в АлтГУ были приняты решением Ученого совета (Протокол № 10 от 02.07.2015 г.) и Приказом ректора ( № 996/п от 09.07.2015 г.) «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в «Алтайском государственном университете», решением Ученого совета (Протокол № 10 от 02.07.2015 г.) и Приказом ректора ( № 995/п от 09.07.2015 г.) «Положение о Центре инклюзивного образования в «Алтайском государственном университете».

В 2016 году Приказом ректора (№195/п от 19.02.2016 г.) создана комиссия по проведению обследования и паспортизации объектов и предоставляемых на нем услуг, по результатам проверки составлены паспорта доступности для инвалидов учебных корпусов университета. Приказом ректора (№ 589/п от 25.04.2016 г.) принята Комплексная программа («дорожная карта») по повышению показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВПО «АлтГУ» на 2016–2020 годы».

2. Организационно-методическая работа:

Для реализации права на получение образования лица, имеющие инвалидность, должны представить в образовательное учреждение заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. Рубцовский институт (филиал) АлтГУ создает возможности и осуществляет обучение для лиц с:

  • нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших;
  • нарушениями зрения – слепых, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;
  • нарушениями речи – общим недоразвитием речи разной этиологии, недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи, заиканием и иными нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • сложными дефектами, в том числе слепоглухотой;
  • расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • соматическими заболеваниями;
  • иными нарушениями в развитии.

В институте предусматриваются следующие организационные формы внедрения и реализации образования:

  • Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья, полное включение студентов с инвалидностью и с ОВЗ в среду общего образования без изменений в организации системы образования, т.е. в программах, методиках, планах обучения.
  • Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с инвалидностью и с ОВЗ связано с разработкой и внедрением индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ.
  • Дистанционное образование предполагает образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ и педагогических работников.

На сайте института создана альтернативная версия для слабовидящих и размещены условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ (адрес доступа: http://www.rb.asu.ru/.)

В 2016 году между университетом и АРО ВООИ «Всероссийское общество глухих» заключен договор о сотрудничестве (предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение доступа на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика в региональном отделении в г. Барнауле и в филиалах в городах Рубцовске, Славгороде, Бийске, Камне-на-Оби).

В 2015 году (срок действия с 25.02.2015 г. по 24.02.2018 г.) между Рубцовским институтом и Краевым государственным казенным учреждением «Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» заключен договор о совместной деятельности в части предоставления услуг по использованию учебников, учебных пособий и дидактических материалов, в том числе в формате печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы).

В 2015–2016 гг. разработана и реализовывается Центром инклюзивного образования УМУ и Региональным центром переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ЦППКП) программа повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава «Инклюзия в высшей школе».

Для обучающихся с инвалидностью или с ОВЗ в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура» на основании принципов здоровьесбережения и активной физической культуры – занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе, которые проводятся преподавателями, имеющими соответствующую подготовку.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение включает контроль за графиком учебного процесса и выполнением аттестационных мероприятий, организацию индивидуальных консультаций, разработку индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения, обеспечение учебно-методическими материалами, оказание психологической поддержки. Социальное сопровождение обеспечивается за счет выделения инвалидам материальной помощи, стипендии, а также вовлечения их в студенческое самоуправление.

3. Доступная среда:

В целях безопасности студентов и сотрудников вуза созданы системы звукового и светового оповещения и сигнализации.

Все сотрудники института прошли инструктаж об основных формах и приемах работы с лицами с инвалидностью или с ОВЗ.

В Рубцовском институте (филиале) АлтГУ педагог-психолог при необходимости осуществляет сопровождение всех категорий лиц с инвалидностью или с ОВЗ.

На всех кафедрах по возможности обозначены учебные аудитории, расположенные и адаптированные максимально комфортно для разных категорий инвалидов (первый или второй этажи, широкие дверные проемы, низкие пороги, мультимедийное оборудование, дублированные шрифтом Брайля номеров кабинетов). В учебном помещении, в котором обучается студент с инвалидностью или с ОВЗ (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и т.д.) при необходимости выделяются по 1–2 местам для студентов-инвалидов по конкретному виду нарушений здоровья – зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В стандартной учебной аудитории необходимо первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для обучаемых с нарушениями слуха и зрения.

Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • прилегающая территория института адаптирована, выделено место для стоянки,  доступны входные пути и установлены кнопки вызова помощи для входа в здание.
  • в зданиях корпусов специалисты-ассистенты осуществляют сопровождение в необходимые помещения на всем пути следования инвалида; имеется приспособленная санитарно-гигиеническая комната.
  • учебное место для такой нозологии предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между столами, для обучаемых в инвалидном кресле-коляске выделяются 1–2 стола в ряду у дверного проема.

Для лиц с нарушением зрения:

  • в учебных корпусах на первых этажах для возможной самостоятельной ориентации в пространстве установлены тактильные мнемосхемы. 
  • в Научной библиотеке  работает пункт обслуживания слабовидящих и незрячих студентов, сотрудничающий с Алтайской краевой специальной библиотекой, в котором можно заказать специализированную литературу: «говорящие» книги на кассетах, дисках, флэш-картах, плоскопечатные книги с укрупненным шрифтом. В читальном зале имеется аппаратура для прослушивания аудиокниг. Книги для заказа можно посмотреть в электронном каталоге на сайте АКСБ для незрячих и слабовидящих (http://bibl22.ru/).
  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками зрения, а расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью специальных программ для слабовидящих (увеличенный шрифт, электронная лупа и т.д.)

Для лиц с нарушениями слуха:

  • на первых этажах зданий учебных корпусов установлены интерактивные панели, дающие доступ к  рассписанию занятий, консультаций и предметных комисий. 
  • в учебных аудиториях при необходимости выделяются места для обучающихся с недостатками слуха, расстояние между рядами столов – не менее 0,6 м; между столами в ряду – не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами – не менее 0,5 м.
  • при необходимости во время учебного процесса обучающемуся может быть предоставлен персональный компьютер с доступом в систему Интернет к учебным курсам в системе «Moodle» с помощью звукоусиливающей аппаратуры (колонки, наушники и т.д.).